Некоторые исследователи относят живопись Гюстава Кайботта к реализму, другие называют его импрессионистом. «Паркетчики» — сложная для стилистического анализа работа. Но мы попробуем разобраться.
4 признака импрессионизма, которые мы нашли в этой картине
Традиционно работы импрессионистов ассоциируются, прежде всего, с хорошо различимыми отдельными мазками, из которых состоит вся поверхность работы. У Кайботта этого нет, но нам всё же кажется, что этот французский художник очень близок к импрессионистам по внутреннему содержанию своих работ и самому отношению к живописи. Вообще в искусстве часто бывает сложно отнести работы какого-либо художника к конкретному стилю.
Стиль — это то, что возникает органично, естественно, непреднамеренно.
Гюстав Койботт, «Паркетчики» (1875 год)
За каждым живописным полотном стоит прежде всего конкретная личность, и в случае Гюстава Кайботта определённо стоит её раскрыть.
Кайботт происходил из богатой семьи. Он с детства увлекался живописью, позже получил юридическое образование, а в 30 лет после смерти родителей унаследовал большое состояние и посвятил себя искусству.
Но в своё время он не был прославленным художником — многие знали его как мецената. Именно Гюстав Кайботт оплачивал аренду студии Клода Моне, финансировал выставки импрессионистов в то время, когда их не принимало общество, и покупал работы Сезанна, Ренуара, Писсаро, Дега.
Кажется, Гюстав Кайботт умел жить с удовольствием. Он занимался живописью, наблюдая за повседневностью и современными тенденциями в искусстве, был страстным филателистом (коллекционером почтовым марок), разводил орхидеи (после видео показываем фотопортрет художника в его оранжерее) и вообще занимался садоводством, а также строительством гоночных яхт.
Густав Кайботт в оранжерее
К живописи он относился как к одному из своих хобби, не претендуя на высокие звания и общественное признание — и без этого чувствовал себя самодостаточным. Но признание всё же пришло — спустя много лет после его смерти в 1894 году, когда в 1960-х стали появляться первые исследования его творчества.